10 правил здорового питания в любом ресторане
10 правил здорового питания в любом ресторане
Во-первых, вам лень мыть посуду. Во-вторых, встать из-за стола хочется сытым и счастливым. В-третьих, было бы очень мило, если бы вас не отравили.
Идеальный сценарий — попробовать что-то новое и не разочароваться. А, главное, вам нужна свежая, качественная, вкусная еда без лишних жира, калорий, соли и сахара. Что сделать, чтобы всё получилось?
1. Попросите принести вам просто воды. Это европейская привычка: если вы были, скажем, во Франции, вам знаком вопрос: «Water from bottle or from Paris?» («Воду из бутылки или из Парижа?»). Пить воду до тех пор, пока вам не принесут основной заказ, гораздо полезнее, чем подъедать приветственные корзинки с брускеттой и выскребать сливочное масло из горшочков на краю стола.
Если же фильтрованной воды в ресторане нет, подумайте, из чего сделаны ваши чай и суп?
2. Научитесь готовить. Так вы узнаете, какую еду можно легко испортить. Полезные рекомендации — в колонках нашего главного здорового повара, Евы Пунш. Есть блюда, которые удаются даже дошкольникам — супы-пюре, бульоны, гречневая каша, запечённая целиком рыба. А вот, скажем, ризотто и стейк из говядины — Святой Грааль в кулинарии. Если повару и правда удаётся хороший стейк, он становится звездой, открывает стейк-хаус, даёт интервью и пишет об этом книги.
Когда вы заказываете хорошо приготовленное блюдо, вам не захочется полить его кетчупом и купить курицу-гриль по дороге домой.
3. Заказывайте десерт только после основного блюда. Во-первых (я всегда на это рассчитываю), вы можете так наесться, что никакой радости он вам уже не доставит, только чувство вины и тяжести.
Во-вторых, по основному блюду вы поймёте, как в этом ресторане с кухней, и что лучше заказать — авторский десерт (этому повару можно доверять) или мороженое («Вы правда уверены, что на кухне к нему никто не прикасался?»).
В-третьих, вы можете попробовать по кусочку десертов ваших спутников и удовлетвориться этим.
4. Не заказывайте по меню бизнес-ланчей. Об этом я уже писала. Крошечные порции, нарушение технологий приготовления — еда подогревается несколько часов подряд и разваривается, теряя свой вкус — добавки и заправки, много жира и картошки, компот с сахаром или сок из пакетика в качестве напитка...
За сопоставимые деньги закажите огромный салат по обычному меню и нормальный, а не растворимый кофе.
5. Избегайте «блюд дня» и гостиничных бранчей. Хотите ужасов в деталях? Прочитайте пару книг известных шеф-поваров или критиков, например, Kitchen Confidential Энтони Бурдена (она, правда, доступна сейчас только на английском).
Если вкратце — блюда «от шефа» и «домашние» готовятся с нарушениями технологии. «Блюда дня» часто (не всегда, но) готовятся из остатков продуктов, оставшихся с дня вчерашнего.
Бранчи — сборная солянка из невостребованных на неделе ингредиентов, приготовленная ранним утром и весь день проветривающаяся на открытых подносах.
6. Обращайте внимание на размер порций. Десять к одному: если в меню написано «говядина с овощами, 250 г/100 г», то 100 г — это говядина. Пять к одному: это вес говядины в сыром виде. Сто к одному: овощи — это картошка.
Если есть возможность, подсмотрите, как выглядят порции на соседних столиках.
7. Разговаривайте с официантом. Именно он объяснит вам, что те самые «овощи» — это скользкие, замаринованные в уксусе морковка и лук. И он сбегает для вас на кухню и попросит снять жир с бульона. Общаясь с официантами, барменами и поварами, вы поймёте, что любое блюдо вам могут приготовить так, как вы попросите, и большинству будет приятно это сделать.
Особенно, если вы улыбаетесь, шутите и оставляете большие чаевые, а потом благодарите повара, а не истерично кричите: «Там есть укроп! Я же сказал, что я не-на-ви-жу укроп!»
8. Ведите себя как ресторанный критик. Основные принципы — в этом посте. Главное правило: в этнических ресторанах заказывайте этнические блюда. Глупо и опасно есть салат «Нисуаз» в кавказской шашлычной, а борщ — в американской закусочной.
И ещё: оценивайте ресторанный бизнес как аудитор. Заказывать в аномальную жару морепродукты — практически самоубийство, особенно, если вы знаете, что на кухне закончился лёд, а ваше белое вино подали при температуре грога.
Подумайте, сколько человек до вас заказало в этом феврале фруктовый суп из красной смородины. Приятно, что она ждала именно вас — неприятно, что три недели.
9. Сокращайте «пустые» калории. Лучше съесть отличный хачапури, чем 50 г жира в лёгкой закуске. Основные принципы я описывала — просите приносить сухарики, чипсы, сметану, соусы и дипы отдельно. Так вы сможете адекватно оценить их объём и состав и, скорее всего, отказаться от добавок вообще.
Если официант поставил на стол соусник с явно пакетированным, а не домашним, майонезом и банку соевого соуса, попросите принести оливковое масло. Если его внесут в счёт, никогда сюда не возвращайтесь.
10. Избегайте «готовых» блюд и заготовок. Даже рестораны с хорошей репутацией подают еду из замороженных коробок. Никогда не обращали внимание на то, что чизкейки в большинстве кафе одинаковые и на вид, и на вкус?
Картофельные шарики и дольки, овощные «коктейли» и овощи в панировке, корейская морковка и салаты из водорослей, томатные и грибные супы — если вы много готовите и умеете определять добавки и ароматизаторы на вкус, то легко сможете избежать полуфабрикатов, подаваемых на больших тарелках по высокой цене.
Кстати, «это будет готовиться не меньше получаса» — хороший знак. Я всегда заказываю такие блюда.