Волшебники и вампиры плохому не научат
Волшебники и вампиры плохому не научат
Ох, не зря нам с раннего детства говорят о пользе чтения. И речь идет не только об освоении школьной программы.
Социологи считают, что читающие подростки приобретают дополнительные навыки для рывка в будущей карьере и к четвертому десятку нередко выбиваются в большие боссы. Кроме того, чтение спасает от склероза после пенсии и защищает от депрессии в юности.
Только почему-то современным родителям кажется, что нынешняя молодежь борется со своей потенциальной депрессией, читая с экранов модных гаджетов сплошную беллетристику.
Не то что их папа с мамой в своем далеком детстве: с фонариком под одеялом да с потрепанным томиком Жюля Верна. Впрочем, стоило бы вспомнить, что говорили их родители, отбирая пресловутый фонарик…
Эксперименты на колдунах
Впрочем, действительно, есть ли польза от выдуманных персонажей, погружающих еще незрелый ум в фэнтезийный мир? Как отражается на подрастающем поколении попытка идентифицировать себя то с пиратом, то с волшебником, то с эльфом?
Психолог Шира Габриэль из Университета Буффало в США всерьез задалась этим вопросом.
Вместе с аспирантом Арианой Янг она решила проверить, действительно ли чтение фантастических историй может помочь человеку преодолеть чувство одиночества и определиться с принадлежностью к какой-либо группе, пусть и вымышленной.
Ведь в реальной жизни люди стремятся присоединиться к интересующему их сообществу, чтобы почувствовать себя защищенными.
Ученые пригласили группу юношей и девушек и предложили им прочитать отрывки из главных молодежных бестселлеров современной литературы: книгу «Гарри Поттер и Философский камень» Дж. К. Роулинг и вампирскую сагу «Сумерки» С. Майер.
Кто ты?
В первую очередь психологи проверили наличие у добровольцев бессознательной связи с волшебниками и вампирами.
Участникам эксперимента предложили выбрать, насколько им близки разнообразные элементы волшебного мира: зелья, волшебные палочки, вампирские клыки, метлы и так далее.
Чем быстрее испытуемый реагировал на обозначения волшебных предметов, появляющихся на экране, тем больше, по мнению ученых, была его связь с вымышленным миром.
Затем ученые устроили опрос с целью выяснить, как бы добровольцы поступили в тех или иных ситуациях, если бы на самом деле были героями книг.
Для чистоты эксперимента психологи выяснили, насколько сильно участники вообще отождествляют себя с какой–либо группой и как оценивают своё настроение и удовлетворённость жизнью.
Как выяснилось, участники, прочитавшие отрывки из книг в ходе эксперимента, действительно почувствовали себя волшебниками и вампирами.
При этом добровольцы, которые говорили, что им нужно обязательно быть членами какой-либо группы для удовлетворения потребности в общении, ассимилировались в вымышленный мир сильнее и считали, что этот мир для них очень важен.
Результаты опроса подтвердили: те, кто почувствовал себя «почти» волшебником или вампиром, ощущал себя намного лучше.
Объясняя результаты эксперимента, автор Шира Габриэль приводит высказывание Клайва Льюиса, автора популярного цикла детских фэнтезийных книг «Хроники Нарнии»: «Мы читаем, чтобы знать, что мы не одиноки».
По мнению психологов, чтение помогает людям не только получать информацию, но и восполняет психологическую потребность чувствовать себя частью какой-либо группы. Пусть даже и вымышленной.
Напутствие родителям юных волшебников
Так что не смейтесь над вашим ребенком, который внезапно превращает карандаши в волшебные палочки.
Придуманные истории – это не только плод фантазии автора, но и новый мир, в котором юный читатель становится сильнее, умнее и добрее.
В конце концов, Гарри Поттер ел тушеную морковь, умел дружить и неплохо учился.