Переходный возраст без проблем: ищем решение в творчестве
Переходный возраст без проблем: ищем решение в творчестве
Можно ли предположить, что подростковый возраст – самое благодатное время для развития творческих способностей человека?
Бытует мнение, что приобщать ребенка к прекрасному нужно в раннем детстве, а после трех лет уже поздно. Так с самого рождения начинаются многочисленные занятия по лепке и рисованию, в пять лет – на танцы, в семь лет - музыкальная школа.
Зато в 14-15 лет занятия творчеством заканчиваются: впереди экзамены, институт и взрослая жизнь – уже не до танцев. Это всеобщее заблуждение лишает подростка возможности выражать себя, впоследствии отбивая интерес и к «нужным» предметам.
Так случилось, что российское образование – «левополушарное» - активно развивает способность к чтению, письму и математическим вычислениям. В то же время совсем мало внимания – особенно в старших классах – уделяется живописи, умению чувствовать музыку и выражать себя в танце. А ведь именно эти занятия развивают правое полушарие головного мозга, отвечающее за интуицию, выражение эмоций, воображение, способность «видеть» проблему в целом.
Задача благоразумных родителей – восполнить этот пробел образовательной системы и внимательно присмотреться к творческому началу своего подрастающего ребенка.
Лучшее время для раскрытия творческого потенциала
В юношеском возрасте развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.
Даже если в будущем подросток не станет профессионально заниматься живописью или играть на музыкальном инструменте, занятия творчеством необходимы для формирования гибкости мышления и умения нестандартно подходить к решению любой проблемы. Это здорово пригодится во взрослой жизни!
Конечно, творческие способности проявляются и у детей дошкольного возраста, но по-настоящему они начинают развиваться в подростковом возрасте. Ведь именно в этот период возникают глубокие, устойчивые интересы.
В первую очередь, начинают ярко проявляться музыкальные, художественные, литературные способности и склонность к изучению языков. Подросток начинает искать выход для бурной и хаотичной творческой энергии. Задача родителей – направить ее во благо.
Что нужно знать родителям
Подростковый возраст имеет ряд специфических особенностей:
- В этот период происходит обнаружение своей уникальности и непохожести, а также кризис восприятия собственного тела.
- Для подростков характерен пристальный интерес к своему интимному личностному миру, который зачастую выражается в ведении дневников и сочинении песен.
- Подростками движет стремление выделиться среди сверстников и в тоже время быть таким же, как и все.
- В этом возрасте появляется потребность в своей «команде» - группе со своим сленгом, одеждой и правилами. Хорошо, если командой ребенка в этот период будет сборная по бальным танцам, а в сленге присутствуют слова «мольберт» и «мастихин».
- Подросток обретает стремление решать трудные задачи и проявлять самостоятельность, однако ему необходимо одобрение и поддержка старших.
Итак, вооружаемся знаниями и приступаем к реализации творческого потенциала своих детей.
Как развить в подростке творческие задатки
1. От вас как никогда необходимы понимание и моральная поддержка. Первые шаги в искусстве нуждаются в одобрении, и особенно приятно услышать слова восхищения от родителей.
2. Задача номер один – создание обстановки, благоприятной для проявления новых идей и выражения сокровенных мыслей и эмоций. Уважайте личное пространство ребенка, ему важно чувствовать себя защищенным.
3. Предоставьте подростку свободу от стереотипов об искусстве – пусть пробует, ищет, использует новые материалы и направления.
4. Важно позволить ребенку быть самостоятельным. Помочь можно, но только на первых порах и только на равных. Воздержитесь от давления авторитетом, примеров великих гениев и указаний, «как надо».