Как помочь подростку с режимом
Как помочь подростку с режимом
Подросток − человек ужасно занятой. Взрослые порой не помнят, как не хватает часов в сутках, чтобы успеть все. Нужно учиться, делать домашние задания и как следует высыпаться.
При этом именно в подростковом возрасте общение со сверстниками кажется самым важным занятием на свете, и больше всего тянет гулять и сидеть в Интернете, а часов-то в сутках всего 24.
Чаще всего подросток время для личной жизни отнимает у сна. Лечь в два часа ночи, встать в семь, подремать на уроках в школе или на лекциях в училище, вернуться домой, еле-еле сделать уроки, поспать пару часиков − и снова к друзьям, на улицу или в сеть. Что со здоровьем? Мягко говоря, оно страдает. Что с успеваемостью? Лучше не спрашивать.
Самое неприятное, что ни одним из этих дел нельзя спокойно пожертвовать. В жизни, как и в сельском хозяйстве, «весенний день весь год кормит». Как же помочь своему стремительно взрослеющему, но все еще ребенку справиться с этой проблемой?
Решение может оказаться неожиданно простым: режим дня. Мы не замечаем, как у нас улетают 15 минут здесь, 20 − там. А из них, зря потраченных, можно за сутки слепить час, а то и два.
Лучше всего, конечно, если ребенок начал соблюдать режим еще в раннем детстве. Тогда ему не придется ломать и уговаривать себя, чтобы начать ложиться спать вовремя. Порой в это «вовремя» спать еще и не хочется совсем − организм не привык. Но даже в таком случае потребуется неделя, от силы − полторы, чтобы войти в новый ритм.
Составление режима дня необходимо начать с плана недели. Сначала в расписание вносим дела, имеющие фиксированное время начала и окончания. Например, школа, спортивная секция или дополнительные занятия.
К ним нужно пристроить сон, то есть, уточнить время сна. Затем − расставить обед и ужин. Время между ними расписать по остальным нуждам, выделив время для домашнего задания и работы по дому.
Свободное время обнаруживается неожиданно легко − и именно его можно отдать подростку в полное владение.
Но бывает и иначе. Иногда подробная расстановка выявляет не просто отсутствие свободных часов, но полную нехватку времени. Обычно такое случается у детей, которые берут на себя слишком много обязательств: «драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота».
В этом случае нужно обсудить каждое из взятых занятий и отказаться от тех, которые не очень-то и нужны. Это бывает сложно, но совершенно необходимо. О том, как помочь подростку ограничить свое время перед экранами, мы уже говорили.
В противном случае подросток, который не успевает за день пообщаться со сверстниками, станет делать это в ущерб сну, урокам или домашней работе. Потому что единственное, от чего он ни за что не захочет отказаться − это именно общение, и попытка заставить его приведет только к конфронтации.
Составляя режим, очень важно дать понять подростку, что это его собственное решение, что это расписание подогнано к его нуждам, и вы из вредности требуете, чтобы он в одиннадцать часов был в кровати, а его тело. Ваш ребенок уже почти взрослый, и для него очень важно понимать, что решения принимает он сам.