8 800 200 0 200

Бесплатная «Горячая линия»
по вопросам:

  • здорового питания
  • физической активности
  • отказа от табака
  • рисков потребления алкоголя
  • рисков потребления наркотиков
  • работы центров здоровья
31 мая
клуб никотиновой НЕзависимости
Независимость как преодолеть алкогольную
и наркотическую зависимость

Узнайте адреса центров здоровья в своем городе.

Центры здоровья
для взрослых

Центры здоровья
для детей

Опрос

Как давно вы проходили полную диспансеризацию?

Велосипед: как правильно ездить, чтобы не стать инвалидом?

Вот и наступили прохладные осенние дни, когда вместо того, чтобы посвятить время велосипедной прогулке, хочется посидеть где-нибудь в кафе или дома с чашечкой чего-нибудь горячего. Однако, это совсем не повод забывать про своего железного друга, даже наоборот — прекрасная альтернатива сидячему времяпровождению! Шуршащая под шинами опавшая крона деревьев, легкий запах горящих листьев, дыхание свежего ветра и уютные домики, утопающие в огненно-ярких осенних красках — это и многое другое ждет вас за порогом вашего дома, стоит только решиться и выйти.

Однако, теперь, когда мы с вами уже поговорили про всевозрастную пользу и всестороннюю выгоду велосипеда для путешествий, нужно рассказать об одной крайне важной вещи — правильной езде. Потому что велосипед, как бы это ни было прискорбно, может как многократно помочь вашему состоянию, так и многократно его ухудшить. Вплоть до инвалидизации. Но не спешите пугаться! Если вы будете беспрекословно следовать правилам, которые я опишу ниже, то сможете наслаждаться велосипедной ездой до того момента, пока не потеряете умение садиться на седло велосипеда.

Ни один новичок, впервые познакомившийся с велосипедом, не садится на него правильно. Это доказано множеством наблюдений, это проверено на себе. Правда, простые любители, как бы они неправильно ни катались, никогда не доведут себя до инвалидности самими стилем езды. Однако порядочно подпортить себе здоровье вместо пользы все же смогут. А имя приобретаемому недугу — деформирующий артроз коленного сустава. И он практически неизлечим. Но не спешите хвататься за голову — если вы ездите верхом на двухколесном коне от силы несколько раз в месяц, никакой деформирующий артроз вам не грозит и в помине. Но если вы задумываетесь о длительных прогулках или даже походах (а сейчас это вполне оправдано — бабье лето еще возможно)… Читайте, запоминайте, применяйте и другим советуйте!

Колени болят, потому что…

На самом деле суставы анатомически не приспособлены к езде на велосипеде, в отличие от мышц, которые к этому действу приспосабливаются отменно. Прежде всего колени начинают болеть от неправильной езды. Поэтому очень важно выставить все велосипедные корректировки под себя с точностью до одного сантиметра, чтобы каждая пройденная сотня километров прибавляла и удовольствие, и здоровье, а не наоборот. Нагрузка, которую получает коленный сустав во время прокручивания педалей, совершенно нетипична для его анатомического строения. Можно это представить таким образом, что вы будто делаете много-много приседаний в течение длительного времени. Конечно же, в обычной жизни наши колени с такой большой амплитудой не ходят. Согласитесь, очень сложно себя представить приседающим несколько часов подряд. Естественно, усилия, которые вы прикладываете к педалям, несоизмеримо меньше, но механика движения сустава от этого не меняется.

Негативный эффект свести к минимуму вполне реально! Если представить схематически, в системе вращения коленный сустав — это ось шатуна, и чтобы нагрузка стала минимальной — нужно просто подыскать идеальную позицию этой оси относительно педалей.

  • Посадка

Как вы сидите в седле? Так, чтобы ноги касались асфальта? Чтобы, если вдруг что, уверенно упереться ими в асфальт? А вот и неправильно! Это самая распространенная ошибка. Есть единственно верная позиция системы «нога-колено-стопа-педаль», и вам стоит ее запомнить. Чтобы отрегулировать высоту стояния седла, вам нужно будет каким-то образом зафиксировать велосипед: либо попросив кого-то о помощи, либо во что-то уперевшись. Опустите до максимума педаль и вытяните ногу. Упершись пяткой в педаль, вы должны полностью выпрямить колено. Настраивайте высоту тщательно, пока не добьетесь этого эффекта.

  • Наклон седла

Иногда, отрегулировав высоту седла, вы начинаете ощущать, что оно вам жмет. А это значит то, что надо поработать над углом наклона. Идеальный угол (если у вас обычные кости таза и обычно седло) равен 0. То есть седло стоит параллельно уровню асфальта. Это очень важно, ибо помогает избежать дополнительной нагрузки на руки и плечевой пояс (если седло наклонено вперед) или на копчик (если седло наклонено назад). Если вам все-таки продолжает жать (а бывает и такое), просто приспустите седло буквально на один сантиметр.

  • Смещение рабочей позиции

Желательно попробовать сделать так, чтобы ваша коленная чашечка находилась строго над педалью, когда педали расположены параллельно асфальту. Для этого нужно подвигать седло вперед-назад. Часто этого достичь не удается — рама не вашего размера, не подходит по ростовке. Но это уже мелочи по сравнению с первыми двумя пунктами.

  • Скорость вращения педалей

Вот на что нужно обязательно обращать внимание! Частота вращения педалей называется каденсом, и его норма — это 80–100 в минуту. Да-да, крутить педали нужно, как заведенным. Знаю, хочется поставить в горку передачу повыше, чтобы «бедра» качались. Но вместе с сильными бедрами вы приобретете убитые колени. А оно вам надо? Поэтому пользуйтесь переключателем скоростей и не забывайте, что чем легче вы крутите педали, тем полезнее для ваших суставов. А бедра и так качаются, не переживайте.

  • Переключение скоростей

И еще раз — не ленитесь переключать скорости. Конечно, если вы не синглспиде. Еще одна распространенная ошибка даже у вполне состоявшихся любителей — отсутствие переключения при остановке на светофоре. Скажите, что будет, если вы на машине с механической коробкой передач не переключите на светофоре скорость с третьей (на которой двигались до этого) на первую? Правильно, машина заглохнет. А почему же вы позволяете «глохнуть» вашим коленям? Ведь первые метры даются порой так тяжело, суставы испытывают очень большую нагрузку. Так же, как и при подъеме в гору, дующем в лицо ветре и других приятностях климата и ландшафта. Щелкайте переключателями. Красный свет? Остановка — три щелчка на понижение. Возьмите за правило!

  • Держите колени в тепле

Да и, собственно, не только колени. Совет не столько главный, сколько вспомогательный, но также не менее важный, особенно в свете надвигающихся холодов. Когда идет интенсивная физическая нагрузка, то организм просто не чувствует переохлаждения некоторых частей тела. Холод — самый вероятный фактор риска развития воспаления. А нам ведь не нужны артриты, плевриты, синуситы и прочие осложнения покатушек, верно? Поэтому одевайтесь соответственно погоде. А об этом мы поговорим в следующих выпусках.

Метки: Велосипед
Ответьте на несколько вопросов и получите рекомендации по ведению здорового образа жизни, подобранные персонально для вас. Борьба с вредными привычками, вопросы правильного питания, поддержание хорошей физической формы – узнайте, что нужно именно вам. Ваш возраст:
Продолжить