Детям нужны друзья

Зачем нужны друзья? Можно предположить, что самостоятельный и независимый человек вполне может жить один. Однако зрелая личность вступает в отношения с другими, зная, что в общении люди дополняют возможности друг друга и живут интереснее, содержательнее и полнее.

Проще говоря, друзья помогут, поддержат и зарядят энтузиазмом. С другом счастье удваивается, а беда разделяется надвое.

Детям нужны друзья, и это неоспоримо. А чтобы общение вашего ребенка с другими было дружелюбным и позитивным, ребенку нужно вырасти психологически.

Малыш проходит три стадии психологического развития: «на руках у родителей», «шагаю в мир» и «я — сам». И только после этого он вступает в долгожданную четвертую стадию – «свой среди своих». Давайте рассмотрим эти этапы.

«На руках у родителей»

О первой стадии психологического развития народная мудрость говорит так: «Девять месяцев в себе – девять месяцев на себе». Чтобы этот период прошел успешно, родителям нужно постараться не оставлять ребенка в тревожной пустоте.

Тесное общение с мамой, папой и самыми близкими родственниками необходимо: именно в этот период у ребенка формируется доверие к людям и любовь к ближнему.

Не пытайтесь удерживать малыша, когда он сползает с ваших колен и сам делает шаг навстречу миру. Так он вступает во вторую стадию психологического развития.

«Шагаю в мир»

Эта стадия, в которой ребенок должен познакомиться с окружающим миром и обнаружить себя в нем. Очень важно позаботиться о том, чтобы малыша окружали подходящие для удовлетворения его любопытства вещи.

В два года сверстники еще не представляют для малыша особого интереса и рассматриваются часто как еще один предмет. Дети играют «рядом», но не «вместе» и нередко даже становятся друг для друга источниками отрицательных эмоций.

Такое бывает, например, когда другой ребенок исследует предмет, который интересует малыша, или обращает на себя внимание любимой воспитательницы.

«Я — сам»

На третьем году жизни малыш решительно шагает на третью ступень, обретая самостоятельность и независимость.

Взаимодействие с трехлетними детьми осложнено тем, что они проходят через возрастной кризис трех лет – кризис становления воли, кризис «Я — сам»! Ребенка в этот период надо не только поощрять, но и побуждать проявлять самостоятельность.

Ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребенка в первую очередь как партнер по интересной совместной деятельности.

Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку не вполне владеет речью, а значит, с ним трудно согласовать намерения и построить план действий.

«Свой среди своих»

На четвертую стадию психологического развития отводится очень много времени – с четырех лет и до подросткового возраста. Давайте обратим внимание на становление общения, оно происходит в возрасте 4–6 лет.

Кризис трех лет позади – ребенок более эмоционально устойчив и менее капризен. Он начинает проявлять интерес к своим сверстникам как к партнерам по игре, и ему становится важно, с кем играть.

Родитель может научить ребенка взаимодействовать с другими детьми, демонстрируя преимущество общения перед одиночеством: объединили игрушки – игрушек стало вдвое больше, что трудно сделать одному, для двоих – сущий пустяк.

В этот период мнение сверстника приобретает особую значимость. Поэтому желательно организовывать формы взаимодействия детей, предполагающие сотрудничество, а не соревнование. Заметьте, дети этого возраста предпочитают игры с правилами.

Отрицательная оценка своего ребенка, если она неизбежна, может прозвучать только в ситуации индивидуальной беседы, когда ее никто, кроме самого малыша, не слышит.

Как помочь ребенку стать общительным

1. Будьте примером: проявляйте вежливость и дружелюбность к друзьям семьи, к чужим детям, к друг другу в семье.

2. Вовремя замечайте и поощряйте добрым словом ситуации, когда ребенок проявляет заботу, помогает вам по дому, сам начинает разговор с другими членами семьи и вашими друзьями.

3. Чаще говорите ребенку, что любите его, что рады с ним общаться и вам с ним интересно. Ребенок, который знает, что его любят родители, уверен в себе и легко заводит друзей.

4. Пришейте на карман ребенка особую пуговицу и скажите ему, что как только он до нее дотронется, то сразу почувствует вашу любовь и поддержку. Такой прием особенно пригодится робким и застенчивым детям.

5. Занимайтесь с ребенком спортом, посещайте занятия по рисованию, ходите на танцы. Когда у ребенка есть хобби – есть и друзья, которые тоже увлечены этим занятием.

6. Подскажите ребенку, как знакомиться с детьми: «Привет, меня зовут…! Давай поиграем в…».

7. Научите ребенка правильно интерпретировать и проявлять свои чувства. Например, «Я обижен» и «Я сержусь» вместо «Это он виноват», «Ты – плохой!». В дальнейшем, ему проще будет выходить из конфликтных ситуаций.

Ответьте на несколько вопросов и получите рекомендации по ведению здорового образа жизни, подобранные персонально для вас. Борьба с вредными привычками, вопросы правильного питания, поддержание хорошей физической формы – узнайте, что нужно именно вам. Ваш возраст:
Продолжить