Как организовать досуг ребенка дома

Как организовать досуг ребенка дома
Светлана Косова, кандидат медицинских наук, врач-педиатр, сотрудник лаборатории организации медицинской помощи населению отдела социальной педиатрии ФГБУ "Научный центр здоровья детей" РАМН

Сколько можно смотреть телевизор? Как организовать домашнее время детей безопасно для их здоровья? На эти вопросы отвечает эксперт.


Метки: Дети, Косова
Константин
добрый день, Светлана! Очень интересует тема поднятая в данной конференции. Хотелось бы получить рекомендации для возраста 5 лет. Да я думаю и вообще получить рекомендации начиная с рождения и по последующим этапам. Если есть такие материалы уже в готовом варианте.

Здравствуйте, Константин!

Пятилетний ребенок часто задает вопрос: «Почему?». Ему становятся интересны внутренние связи явлений и, прежде всего, причинно-следственные отношения. Разумеется, его пониманию пока доступны лишь наиболее наглядные и несложные примеры таких зависимостей.

Отвечая на вопрос ребенка, не пускайтесь в пространные и чрезмерно научные объяснения. Постарайтесь сформулировать мысль как можно более лаконично. Иногда достаточно просто рассказать о связи одного явления с другим. Например, на вопрос, откуда взялась молния, достаточно ответить: «Тучи столкнулись друг с другом», — не вводя понятие статического электричества.

Читайте и рассказывайте сказки. Не спешите показывать иллюстрации (особенно низкого художественного качества) – пусть работает воображение ребенка. Лучше если он представит себе Красную Шапочку по-своему. В сказках даны эталонные представления о добре и зле. Они формируют у ребенка способность давать оценку собственным поступкам. В сказках должны быть отчетливо выделены хорошие и плохие герои.

Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие.

Пятилетние дети обожают путешествия и приключения. Совершайте с ними прогулки за пределы двора и знакомой детской площадки. В теплое время года можно устраивать маленькие походы и пикники. Расширяйте опыт ребенка за счет посильных экскурсий. Водите его смотреть здания необычной архитектуры, памятники, красивые уголки природы. Выходите, если есть возможность, к реке или пруду, наблюдайте жизнь его обитателей. Расширяйте представления детей о труде взрослых: проводите «экскурсии» на стройку, в магазин, парикмахерскую, в банк, на почту и т.п.

Ребенок пяти лет уже достаточно самостоятелен, но все равно требует вашего внимания. Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого результата. Старайтесь, чтобы ребенок в этом возрасте чаще общался со сверстниками, учился отстаивать свою самостоятельность в группе.

Юлия Гусева
Здравствуйте Светлана! У меня есть сын ему 2 года. Я очень пытаюсь с ним заниматься, правда получается странно. Он очень упертый , любит только машины больше ничего - на улице трогает машины, дома играет только в машинки, может смотреть из окна на машины час и т п. Ужасно боюсь вообще отпускать на улице бежит только к машинам. Когда я пытаюсь заниматься или лепкой или рисованием он позанимается от силу минуты 2-3 и бросает. Подскажите как можно его страсть направить в другое русло-в более нужное?
Belis
здраствуйте!моему сыну почти четыре года.интересуется исключительно машинками с полутора лет.как занять его чемто другим?у меня не получается?плюс очень плохо ест.можно сказать что ообще не ест

Здравствуйте, Юлия!

До пяти лет основные психические процессы ребенка — внимание, память, мышление — носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не в состоянии сосредоточиться или специально что-то запомнить. В этом возрасте он обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, и запоминает то, что само запоминается. Такова важнейшая особенность, которая определяет характер методов и приемов, используемых в работе с детьми.

Ребенок двух-трех лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п.

Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от человека, которому доверяет. Поэтому успешность его обучения зависит от того, сложился ли контакт с мамой и семьей в целом, а затем и с педагогом, если ребенок пойдет в детский сад. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребенка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.

Если вы воспитываете ребенка дома, занятия должны быть кратковременными и построенными так, чтобы мама была инициатором игры – «источником» больших и малых событий дня. Помните, что ребенок подражает всему, что делает взрослый: и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному.

Сверстник еще не представляет для такого малыша особого интереса и рассматривается часто как еще один предмет. Дети играют рядом, но не вместе. Друг для друга они становятся нередко источниками отрицательных эмоций: например, не могут поделить игрушки.

То, что у ребенка проявляется стойкая увлеченность, – это очень хорошо! Это поможет в дальнейшем формировании его характера и сосредоточенности на одном деле. Возможно, что машины перерастут в профессиональный интерес.

В настоящее время вы можете развивать речь, обогащая словарный запас ребенка, учить краткие стишки–считалки, развивать мелкую моторику. Разберите вместе с ним игрушку-машинку (только ту, что состоит из крупных деталей!), называя ее части, считая их, описывая цвет. Вместе слепите, сделайте аппликацию или нарисуйте автомобиль.

ирина
в какие подвижные игры можно играть с годовалым ребенком? (дочке год и 3 месяца)

Здравствуйте, Ирина!

Дети от полутора до трех лет относятся к раннему возрасту. Раннее детство – очень короткий период в жизни человека, но оно имеет непреходящее значение.

Именно в первые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Основной вид деятельности детей в этот период – манипулирование предметами: ребенок сначала изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает употреблять эти предметы для других целей.

Чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, ребенку нужно осваивать разнообразные действия с одним и тем же предметом. Это значит, что предметно-развивающая среда не должна быть перегружена игрушками, но должна быть разнообразной. На этой основе развивается игровая и продуктивная деятельность ребенка, т.е. лепка, рисование, конструирование.

А вот игры со сверстниками не привлекают детей в этом возрасте, они предпочитают самостоятельные игры.

Кроме того, в этот период происходит активное формирование речи: к полутора годам ребенок должен владеть 30–40 словами, к двум годам – 300–400. Основными вопросами детей в этом возрасте должны быть вопросы «Кто?» и «Что?». Ребенок начинает употреблять не только существительные, но и прилагательные, наречия, глаголы, местоимения. Формируется фразовая речь. К двум с половиной годам ребенок осваивает 1000 слов, основные вопросы, интересующие ребенка: «Где?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?».

В настоящее время как никогда важен массаж, водные процедуры, активное купание, влажное обтирание и подвижные игры – это и двигательная активность ребенка, и развитие эмоционально-волевой сферы, и заряд позитива для родителей!

Можете поиграть в догонялки, прятки, ползание и хлопанье в ладоши. Или, например, вот такая игра. Скажите дочке: «Вот какие мы большие!» – и поднимите руки вверх. «А теперь маленькие», – присядьте на корточки. Повторите упражнение несколько раз, постепенно увеличивая темп. Удачи!

Ольга
Добрый день! Скоро лето и наш папа очень хочет съездить проведать бабушек. Нашей доче 1 год и 9 месяцев (питается по времени, спит в детской кроватке в одно и тоже время и к большой кровати не приучена, на горшок садится, но сама еще не просится) и я сторонник соблюдения режима, но никак не могу воздействовать на супруга и уговорить дождаться хотя бы трех лет. Можно ли в таком возрасте перевозить ребенка на дальние расстояния (более 7 часов езды)? Если можно, то как свести к минимуму негативные воздействия дальнего переезда на ребенка (длительный переезд, смена климата, обилие новых впечатлений) и не нарушить при этом режим?

Здравствуйте, Ольга!

Вы едете вместе с мужем? Если вы путешествуете всей семьей, то даже в дороге можно обеспечить ребенку необходимый режим, комфортное размещение и питание. Главное – сами не беспокойтесь по поводу новых условий, ведь для ребенка очень важен эмоциональный настрой родителей.

Возможно, вашему супругу необходима эта встреча – доверьтесь собственной интуиции и разумной житейской логике.

Антон
Здравствуйте, Светлана. У нас сын, скоро 2 года. Очень интересно, как влияет на ребёнка телевизор? Как влияет ТВ реклама на развитие ребёнка? Какой уровень шума в квартире приемлем? Насколько безопасно использование микроволновой печи? Я часто работаю дома за компьютером, насколько это приемлемо для ребёнка? Как часто нужно купать мальчика? С какого возраста и как подобрать вид спорта, которым ребёнку лучше заниматься (хотим вырастить Чемпиона). Спасибо :-)

Здравствуйте, Антон!

Дети любят смотреть ТВ, особенно рекламу: она привлекает их обилием ярких и динамичных картинок, легкой музыкой. Кроме того, малышам нравится участие детей в рекламе. Помните золотое правило – все хорошо в меру. В норме ребенок может смотреть телевизор 15 мин в день. Не ставьте телевизор в детскую комнату и тем более не разрешайте смотреть его перед сном.

С излучением электромагнитного поля мы сталкиваемся ежедневно. Его источником являются все бытовые приборы (не только микроволновая печь и ПК), использующие электрический ток. Организуйте свое рабочее пространство так, чтобы компьютер стоял в отдалении от кровати ребенка и зоны для его игр.

Про гигиену ребенка: необходим утренний (умывание, протирание) и вечерний туалет, остальные купания – по необходимости. По поводу спорта для малыша – наблюдайте за ребенком. Выясните, что ему нравится и чем бы он с удовольствием занимался, а также показывайте на собственном примере, как полезны для физического и душевного здоровья регулярные занятия спортом.

Еще один совет – четко соблюдайте режим. Ведь одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это системность, ритмичность и повторяемость его жизни.

ЕленаСол
Сыну 9 лет,раньше никуда один не ездил, не очень самостоятельный, у него нервный тик, который мы лечим и из-за которого у него проблемы со сверстниками. Ему предлагают путевку в детский оздоровительный лагерь. Не знаю, отпускать-ли его, вдруг будет хуже. Если отпустить, то как свести к минимуму возможные негативные последствия, защитить его, если что.

Здравствуйте, Елена!

Если лагерь действительно оздоровительный и по профилю заболевания, то ребенку его посещение пойдет только на пользу. Так, новые знакомства могут положительно повлиять на его общительность. Предупредите врача лагеря и воспитателя отряда об особенностях вашего сына.

Пишите чаше позитивные SMS-сообщения, это напомнит ему, что семья рядом. Вашему ребенку представится возможность получить опыт общения со сверстниками в условиях временного коллектива, не упустите ее!

Александра
Здравствуйте! Моему сыну 4 года. Гиперактивность с раннего возраста. Он у меня достаточно подвижный, но всё зависит от настроения. Иногда можем долго заниматься, любит всякие тесты, лабиринты, книги. А иногда и пяти минут не можем посидеть, просто непоседа=))) Очень интересно, чем можно заняться всей семьей, во что поиграть, что посмотреть, куда сходить. А так как лето на носу, интересует время провождение на улице. Заранее спасибо)))
ира
Здравствуйте, уже видела подобный вопрос у меня сын (4 года) пытаюсь заниматься с ним лепить, рисовать, физкультура, читать сказки.... но нас хватает минут на 5. Интересуют нас только машинки, ничего другого не надо... Оставить как есть и уважать интересы ребенка? или действовать как то по другому?

Здравствуйте, Александра!

Лечение гиперактивности проходит в совместных действиях психолога, невропатолога и родителей. Гиперактивному ребенку необходимы:

1. Утренняя зарядка.
2. Подвижные игры на воздухе и длительные прогулки. Физические упражнения ребенка и подвижные игры снимают излишнюю мышечную и нервную активность. Если малыш плохо спит, играть в активные игры нужно и вечером.
3. Активные игры, которые одновременно развивают мышление.
4. Массаж. Он уменьшает частоту пульса и понижает возбудимость нервной системы.
5. Хорошо бы отдать ребенка в спортивную секцию. Подойдут такие виды спорта, где ребенок учится соблюдать правила, контролировать себя, взаимодействовать с другими игроками, например, хоккей, футбол, баскетбол.
6. У гиперактивных детей может проявиться выраженная способность к определенному роду занятий, например, музыка, спорт или шахматы. Следует развивать это увлечение.

Виктория
Здравствуйте Светлана! Хотелось бы услышать рекомендации по совместному проведению досуга с разновозрастными детками, 1 год и 3 года. Спасибо.

Здравствуйте, Виктория!

Начиная с года, у детей происходит быстрое увеличение словарного запаса. Они уже понимают сложноподчиненные предложения, например: «Когда мы придем домой, я буду…». Кроме того, они слушают объяснения «как» и «почему», понимают вопросы типа: «Что у тебя в руках?». Дети уже могут выполнить двухступенчатую инструкцию типа: «Сначала вымоем руки, затем будем обедать».

Для развития общей моторики рук ваших деток: учите бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге, сидеть на корточках, спрыгивать с нижней ступеньки. Попробуйте вместе открывать ящики и крышки, играть с песком и глиной, использовать ножницы (строго под вашим присмотром!), красить пальцем, нанизывать бусы.

Для психического развития необходимо читать простые рассказы. Для понимания значения некоторых абстрактных слов (например, большой — маленький, мокрый – сухой) – задавать вопросы: «Что это?». Развивайте начальное представление о количестве (больше — меньше, полный — пустой).

Поиграйте в ролевые игры. Вы со старшим ребенком можете придумать игру (например, «кошкин дом») с активным участием младшего.

olga231985
Здравствуйте, Светлана! Моей дочери 2 года она очень активная девочка, в садик мы пока еще не ходим сидит дома с бабушкой . подскажите пожалуйста как приучить ребенка заострять внимание на чем то одном хотябы минут 15 заниматься не возможно она постоянно отвлекается на мелочи ее интересует сразу несколько вещей. Хотя мы очень хорощо развиты говорим практически все, считаем до трех, танцует, любит рисовать по своему конечно, да и играет ис пупсиками и с машинками вообщем со всем что есть в доме. И еще если возможно ответьте пожалуйста как приучить ребенка спать одного в комнате и засыпать самостоятельно, со сном у нас большая проблема с самого родения как ни старались засыпает поздно не раньше 10.30.-11.00 часов хотя утром встает не поздно часов в 8,00. Заранее большое спасибо!

Здравствуйте, Ольга!

Все детки – абсолютно разные. И в то же время существуют особенности физиологического и психического развития, характерные для того или иного возраста. Естественно, каждому возрасту присущи свои достоинства, недостатки и ограничения.

В раннем возрасте (от одного до двух лет) малыш уже способен на самостоятельные действия, ему нескучно со своими игрушками, поскольку у него проявляется склонность к фантазированию. Большое удовольствие доставляют ему простые групповые игры. Детки двух-трех лет очень подвижны. Купите дочке пальчиковые краски – увидите, это занятие ей придется по душе.

Дети с удовольствием слушают стихи, сказки, потешки. Имейте в виду, что воспитание детей не должно носить формального характера. Родители должны строить глубокие отношения, общаясь с малышами (конечно, с учетом возрастного потенциала), прислушиваться к их потребностям, принимать непосредственное участие в переживаниях, которыми озабочены дети.

Судя описанию, вам не стоит беспокоиться — у вас разносторонне развитая дочка, и особых проблем нет. Умение удерживать внимание в течение 15 минут – это большой временной промежуток для ее возраста.

Насчет сна: ребенок спит днем? Достаточно ли? Не кормите ребенка перед ночным сном, погуляйте и примите ванну.

Особенности засыпания дочери, прежде всего, зависят и от традиций в доме, и от вечернего ритуала перед сном: теплая ванна, одевание ночной рубашки, расчесывание волос, укладывание в постель, колыбельная на ночь от мамы. Убедитесь, что соблюдаете ритуалы, принятые у вас в семье.

Вероника
Здравствуйте! Моему сыну 4 года (Д/с не посещает) и он очень подвижный и своенравный ребенок, с самого рождения возникали определенные трудности с его воспитанием, на сегодняшний же день основными являются: 1. нежелание заниматься в определенное и выделенное для этого время; 2. бесконечный просмотр мультфильмов (в замен прогулкам и др. подвижным играм), уговоры и выключение телевизора, вызывают лишь истерики, может даже ударить; 3. не желает кушать самостоятельно, хотя прекрасно справляется и ложкой и вилкой, если же не кормить, может не притронуться к еде ни разу за весь день. Вот пожалуй три основные и наболевшие проблемы, очень хотелось бы услышать ответы и советы специалиста. Заранее спасибо!

Здравствуйте, Вероника!

На четвертом году жизни у детей продолжают развиваться психические функции, возрастают физические возможности, показатели роста. В течение года масса тела ребенка увеличивается на полтора-два кг, рост — на пять-семь см. К четырем годам его масса тела достигает примерно 16,5 кг, рост — 102 см, окружность грудной клетки — 53 см.

В этот период продолжается интенсивное развитие структуры и функций головного мозга. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность. Движения становятся более разнообразными и координированными.

С трех-четырех лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в развитии отдельных психических процессов, в отношениях с окружающими. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают намеренный характер.

Характерной особенностью детей четырехлетнего возраста является значительная эмоциональная возбудимость, несдержанность и недостаточная устойчивость эмоций. В этом возрасте продолжает формироваться культура поведения детей. Они уже хорошо должны знать и называть процессы умывания, одевания, приема пищи, ухода за внешним видом и поддержания порядка. Дети должны понимать, что взрослые радуются, когда дети самостоятельно одеваются, когда они аккуратны. Ребята должны знать предметы и действия, связанные с гигиеническими процессами.

У детей продолжают формироваться правила поведения за столом: не разговаривать, пока не прожевал и не проглотил еду, вести себя спокойно, не крошить хлеб, благодарить старших. Хорошо также, если ребенок знает стихотворения об аккуратности, чистоте, читает детские книги, рассматривает картинки, убирает свои игрушки и т.п.

Проблемы, конечно, существуют, но нужно с ними справляться спокойным тоном и без беспокойства. Вы – хорошая мама, которая проявляет особую смелость. Ведь вы признаете проблемы семейного воспитания и активно ищете выход при поддержке специалистов. Решив проблему с режимом дня, вы решите и другие вопросы: питание, просмотр ТВ, прогулки.

Будьте настойчивы и последовательны в своих действиях – если запретили, то не изменяйте решений. А с нежеланием принимать пищу: если проблем с аппетитом у ребенка нет, то рано или поздно он поест самостоятельно. Не давайте ему перекусы и не идите не поводу.

Если вы нуждаетесь в сопровождении и поддержке специалистов в дальнейшем, обратитесь к психологу за консультацией по месту жительства. Такие службы есть практически на всей территории страны.

Татьяна
Добрый день! Сыну 6 лет, в сентябре пойдет в первый класс. Как организовать досуг первоклашки, чтобы он дома отдыхал от школы, разгружался?

Здравствуйте, Татьяна!

Самое главное – решить другие вопросы:

— выбор безопасного маршрута от дома до школы и обратно, знания правил дорожного движения;
— правила безопасного поведения «когда я один дома», умение пользоваться электроприборами, водой и т.д.
— общение с незнакомыми людьми, умение пользоваться ключом, открывать дверь в квартиру, пользоваться телефоном в случае опасности;
— прогулки на свежем воздухе и подвижные игры во дворе.

Досуг зависит от того, столько времени ребенок провел за партой и в группе продленного дня в школе. Необходимо организовать полноценный обед и по возможности дневной сон хотя бы первые два-три месяца в период активной адаптации к школе. Кроме того, необходимы спокойные настольные игры, общение с домашними питомцами (если они у вас есть) и только после – выполнение домашних заданий.

Андрей
Добрый день! Дочери 3,5 годика постоянно смотрит телевизор или просим поиграть на компьютере в онлайн игры,подскажите как организовать досуг дочери.

Здравствуйте, Андрей!

Ребенку три с половиной года. Возросли физические возможности: движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными и капризными.

В этом возрасте важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

Заметив перевозбуждение ребенка, родитель, зная слабость тормозных процессов ребенка, переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.

Ребенок трех с половиной вполне удовлетворяется обществом кукол. В то же время дети охотно общаются по поводу игрушек и совместных игр. Их речевые контакты становятся более длительными и активными.

Выключите телевизор (это касается всех членов семьи) и поиграйте все вместе, например, по ролям. Поощряйте ребенка помогать маме на кухне: ребенок может вытирать фрукты полотенцем после того, как вы их помыли, или рвать зелень для салата.

Dmilla
Здравствуйте.Ребёнку 15 лет,как организовать её досуг?Я боюсь,что девочка будет гулять с плохой компанией,пить,курить и вести себя также,как и ровесники.

Здравствуйте, Dmilla!

Советую вашей дочери обратиться в Центр здоровья для детей и подростков (их адреса есть на сайте) – там ей расскажут, как необходимо заботиться о себе, своем здоровье и противостоять вредным привычкам.

Про досуг: прежде всего, понаблюдайте за дочерью, за ее интересами и непринужденно посоветуйте новую книжку, вид фитнеса, живопись, изготовление украшений из пластики. С новыми интересами придут и новые друзья.

В то же время пора задуматься о будущей профессии. В этом возрасте важно активно заниматься дополнительно на факультативах, посещать дополнительные профильные курсы. Это поможет сдать ЕГЭ, а также быть конкурентно-способной для поступления на работу или учебу по выбранной профессии-специальности.

Элина
Уважаемая Светлана,нашей дочери 2,6 месяцев.Никак не можем научиться различать цвета и формы.Начинает дурачиться,сразу отвлекается,вобще не проявляет к этой теме никакого интереса,ни в игровой форме,никак.При всем при этом,для своего возраста очень хорошо разговаривает,знает много детских стишков,память хорошая т.е в принципе развитие хорошее,но с цветом и формами какая-то катастрофа.И еще одна проблема у нас.Примерно с месяц начала закатывать истерики по любому поводу.Ложку не ту дали-истерика,не на тот бок мама легла-истерика,дверь папа сам закрыл-истерика и т.д.Мы все на нервах,иногда еле сдерживаемся.Что делать? Заранее Спасибо!

Здравствуйте, Элина!

До трех лет наберитесь терпения и спокойствия. Дочь проверяет вас всех на прочность, задавая вопрос: «Кто в семье главный…».

Считайте все вокруг в доме. Напишите на карточках короткие слова печатными буквами одного размера (например, мама, папа, стол, стул и т.д.) синим цветом, а другие слова, например, окно, стекло, чашка, кружка, ложка, красным цветом. Ребенок будет запоминать и слова, и то, каким цветом они написаны.

Подойдут активные игры в слова, которые, используя слова-определения, одновременно развивают мышление и навыки совместной игры.

Ваша задача в этот период – учить назначению основных предметов, пониманию прошедшего и настоящего времени, степени сравнений (самый близкий, самый большой), счету, умению определять пол людей по роли в семье (он — папа, она — мама).

Побуждайте различать цвета, давая небольшие задания: «Дай мне красный мяч и голубой шар».

Больше гуляйте – пусть дочка познает цвета и формы на природе: покормите птичек, потрогайте листочки у дерева, перебирайте круглые камушки разных оттенков. А вечером, после активной и полной впечатлений прогулки, она уже не будет «закатывать истерики».

melnalyona
Здравствуйте, моему сыну 9 лет. Он очень много смотрит телевизор. Я ничего не могу с ним поделать. Он приходит со школы и сразу включает телевизор, даже переодевается возле него и делает уроки тоже. Как мне ему доказать что это очень вредно и какова ежедневная норма для него? К тому же, когда я пытаюсь выключить телевизор у него проявляется агрессия. И мне очень не нравиться что показывают в эфире, это просто ужасно. Подскажите мне пожалуйста. Спасибо.

Здравствуйте, melnalyona!

Телевидение прочно вошло в нашу жизнь, но мы сами можем это изменить. Сейчас сложно представить себя в совершенно беззвучной квартире.

Если ребенок дома один – то ему не так скучно делать уроки с включенным ТВ. Покажите на своем примере, что телевизор в семье не «главный». Установите режим – просмотр только определенных передач или фильмов для каждого члена семьи. У ребенка наверняка уже есть любимые сериалы или программы – обсудите с ним это.

Постепенно вводите новые правила – включайте музыку, ограничьте по времени вечерние просмотры. Школьнику можно смотреть ТВ не более полутора часов.

Сергей
Здравствуйте Светлана! Дочке 3,5 года. Занимаемся по настроению, без системы - всем по немногу, а хотелось бы порядка и конечно же пользы для ребёнка, да и о себе не хочется забывать))

Здравствуйте, Сергей!

Составьте график, учитывая время активности вашей дочки и вашу занятость. Для начала напишите «глобальное» – то, чему вы хотите научить ребенка за месяц, а после распишите на каждый день по одному занятию, не больше. Чередуйте эти задачи с прогулками и увлекательными играми, не забудьте про сон и свободное время для всех.

Первую неделю можно корректировать график, следующие три недели – четко соблюдать. Для устойчивого соблюдения режима необходим 21 день. Режим досуга, отдыха и сна принесет пользу и ребенку, и вам. Успехов!

katerinka177
Здравствуйте, Светлана. У меня дети-погодки - девочка (2г 10мес) и мальчик (1г и 7мес). Старшая жутко не усидчивая, чуть что не по её - сразу в слезы. Младший может сидеть с одной игрушкой весь день, лишь бы только мама была рядом. Чем можно занять деток, чтобы было интересно всем, и мама могла отдохнуть? Заранее спасибо!

Здравствуйте, Катерина!

В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), а также эмоциональная подвижность и потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое.

Это означает, что взрослый привлекает ребенка в первую очередь как партнер по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для этой роли, поскольку еще не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности.

Научите детей играть и поиграйте вместе с ними в ролевые игры, чтобы старшая дочь активно участвовала и при случае помогла младшему в игре. Поощряйте ее общение с братом – тогда в дальнейшем они будут вместе играть, и у вас появится свободное время.

Елена
Здравствуйте, Светлана! Моему сыну 1 год 10 месяцев. В общем то спокойный ребенок, но иногда бывает просто неуправляемый, особенно на улице или в присутствии родственников (бабушек, дедушек). И совсем не хочет говорить, то есть говорит он много, но на своем "языке". Хотелось бы узнать, какие занятия помогут развить речь и как вести себя в ситуации, когда ребенок выходит из под контроля. И еще такая проблема: как бы помочь наладить взаимопонимание между папой и сыном)) Муж очень хочет общаться с ребенком (да и сын по папе скучает), но то ли опыта не хватает, то ли они мало времени проводят вместе (муж много работает), в общем каждое их совместное занятие заканчивается скандалом и обидами. Как быть? как помочь?

Здравствуйте, Елена!

Ваш малыш уже многое умеет, поэтому некоторые родители полагают, что после года ребенок становится большим и больше не нуждается в особом внимании и уходе. Его оставляют действовать по своей воле, а родители заботятся только об одежде и еде.

Однако именно в этом возрасте ребенку необходима любовь и присутствие родителей, их внимание. Это очень важно для развития новых возможностей малыша (ходьба, ловкость, речь) и для знакомства с окружающим миром.

На втором году жизни формируются сложные и важные функции мозга, начинает складываться характер. В этот период формируется поведение ребенка, кроха начинает проявлять самостоятельность. Приобретенные привычки превращаются в потребность делать так, а не иначе. На основе привычек складываются черты характера.

Так, воспитывая у ребенка привычку поддерживать порядок в игровом уголке, складывать одежду при раздевании, родитель закладывает основу для формирования таких черт характера, как аккуратность и опрятность.

Дети второго года жизни способны усвоить гораздо больший объем знаний в игровой форме сравнительно с предыдущим возрастным этапом. Знания, которые усваивают малыши, имеют преимущественно практический характер. Помните, что в возрастной период от одного до двух лет ребенок находится в стадии исследований и постоянных упражнений, которые большинство родителей находят утомительными и даже мучительными.

Развитие речи ребенка — один из самых волнующих вопросов для родителей. Все мы знаем, что речь – это мощный фактор и стимул развития ребенка. Обратитесь за консультацией к логопеду и дефектологу – эти специалисты проведут исследование формирование речи и имеющихся проблем, связанных с речью.

Общение с папой очень важно, даже если времени на совместные занятия мало. Какие игры ребенок любит? Где любит гулять? Приобщите папу к тем занятиям, в которых малыш чувствует себя спокойно и комфортно.

Фотографируйте счастливые дни семьи, например, на отдыхе, заведите альбом, он станет обязательно предметом гордости и семейной летописи: как создавалась семья, как подрастал ваш ребенок, какими были ваши родители (бабушки, дедушки) в молодости. Жизнь полна смысла, когда есть семья!

nast
Добрый день! Посоветуйте, как правильно организовать досуг ребенка до года (моему сыну 9 мес): оптимально сколько времени гулять (в летнее время), заниматься (просматривание картинок, чтение и пр.), играть самостоятельно. И как вы относитесь к методикам раннего развития детей?

Здравствуйте, nast!

Оптимальным режимом в летнее время для ребенка девяти месяцев является: сон – 10–11 часов ночью, сон во время прогулки на свежем воздухе – от двух с половиной до четырех часов в день.

В этом возрасте дети активно познают окружающий мир: трогают, пробуют на вкус, бросают. Пусть ребенок сам начнет «игру» — возьмет в руки интересующийся предмет. Играя, вы можете и развивать его: называя предмет, его свойства, цвет, предназначение.

Насчет методик: главное – заниматься с ребенком, наблюдая и помогая ему самому исследовать мир.

Aleksandra
Здравствуйте,Светлана! Моему сыночку 10 месяцев. Очень хочется знать, в какие игры можно играть с ребенком такого возраста. Чем можно занять малыша. Какие потешки. Малыш очень любознательный, ему обязательно надо туда где мама (у плиты, стирка, ванная) или папа занимается делами по дому. Нравиться залезать куда либо, карабкаться на спинку дивана. Познавать высоты. С игрушками (по возрасту) сынок не очень играет, он пробует на зубок, постучит, разбросает игрушки. А вот старшая дочка играла с игрушками. И вопрос за дочку, ей 14 лет. До 7 класса дочь училась хорошо. Этот год дался нам с трудом. Переходный возраст. Перейдя в 7 класс дочка стала хуже учится, а алгебра и геометрия 3-ка с натяжкой. И ей ничего не надо кроме компьютера. Пробовали ограничивать от компьютера, заинтересовать учебой, какими либю делами по дому., но ей ничего не интересно. Как можно организовать досуг девочки подростка? На что обратить внимание?

Здравствуйте, Александра!

Судя по описанию, ваш сын – исследователь: он развивается в соответствии с возрастной нормой, и это не должно вызывать тревог. А вот как складываются отношения сестры и маленького брата? Главное – уберечь малыша от травм, создать безопасное пространство для игры.

Интеллектуальное развитие и развитие эмоционально-волевой сферы не должны вызывать особых трудностей, ведь это уже ваш второй ребенок, и опыт по воспитанию первенца состоялся. Как здорово иметь дочь–подростка! Это и собеседник, и помощница, главное – чтобы дочь всегда чувствовала, что родители очень ее любят, заботятся о ней и ее маленьком братике, а также дорожат общением и уважают взросление своих детей.

И наконец, насчет дочери–подростка: поговорите с ней, возможно, проблемы с учебой носят психологический характер, или у нее есть трудности в восприятии материала. В проблеме подростков и компьютеров вы не одиноки, это мировая тенденция. Только терпением, доверительными беседами и убедительными доводами можно снизить количество времени, проводимого за ПК.

lady_selena81
Здравствуйте, Светлана! Скажите как организовать ребёнка на летних каникулах. Можно ли дополнительно заниматься или он должен отдыхать. Чем можно развлечь ребёнка перваклашку. Еще такой вопрос. Скажите сколько должен 2-х годовалый ребёнок гулять зимой и при какой температуре гулять можно.

Здравствуйте, lady_selena81!

Все хорошо в меру, а лето – это действительно маленькая жизнь. Дайте этой жизни состояться! Не стоит перегружать ребенка занятиями по школе или дополнительными уроками. Если на улице дождливо – конечно, он может и книжку почитать, и вспомнить правила по английскому, но в теплый летний день гуляйте, двигайтесь, играйте – в парках или вне города.

Гулять нужно не только летом, но и зимой. В сильные морозы начните с пяти минут, а дома обязательно проветривайте и сохраняйте влажность в детской комнате, особенно зимой – около 50–70 процентов.

Надежда
Здравствуйте, Светлана! У меня две дочери 10 лет и 1год 4 мес. Младшая доченька любит смотреть телевизор особенно с музыкальными клипами, а старшая - в свободную минуту убегает на улицу, играться с малышкой ей совсем не интересно. Старшая дочь занимается в музыкальной школе на фортепиано, и в течении школьной недели она занята учёбой, домой появляется к вечеру. Вот вот наступят летние каникулы для школьников и меня интересует как правильно организовать досуг для моих девочек с разницей в возрасте 9 лет. Спасибо заранее, с уважением Надежда.

Здравствуйте, Надежда!

Конечно, летом, появится много свободного времени, и вы можете приобщить старшую дочку к помощи по дому (вместе испеките печенье, займитесь рукоделием, цветами или другими интересными занятиями), к уходу за младшей сестрой.

К прогулкам и играм с ней приобщать необходимо, но нужно это делать так, чтобы общение с сестрой не было в тягость. Не забывайте про личное пространство старшей дочери и ее личных делах. Можете съездить всей семьей на природу или организовать экскурсию по городу – это сблизит дочек и подарит новые впечатления.

Евгения
Здравствуйте, Светлана! По состоянию здоровья не можем отдать дочь в детский сад. Как правильно организовать досуг ребенка(игры, обучающие занятия), чтобы она развивалась, как обычные дети в детских садах. Дочери 2, 5 года.

Здравствуйте, Евгения!

Главным приобретением личности в конце раннего возраста становиться осознание ребенком себя как самостоятельного субъекта своего личного действия и личного желания.

С трех лет начинается эпоха дошкольного возраста. Именно этот период получил название «кризиса трех лет». Обычно он сопровождается упрямством, капризами, агрессивностью, резкими сменами в настроении и поведении малыша. Такая картина – результат конфликта между естественным стремлением ребенка к самостоятельности и независимости и ограничением этого стремления со стороны взрослых.

Дошкольное детство (от трех до семи лет) характеризуется развитием разнообразных видов детской деятельности: игровой, бытовой, изобразительной, трудовой и др. Уровень развития ребенка должен определяться не только его умениями в той или иной деятельности, но и заинтересованностью в результате и умением его добиваться.

В вашей ситуации вы вполне можете правильно и успешно организовать досуг дочери и дома. В этом возрасте хорошо вырабатывать полезные привычки и соблюдать режим дня, питания, сна. Это не только поможет вам в организации повседневных дел, но и в дальнейшем хорошо отразиться на характере ребенка – дочь вырастет собранной, последовательной в своих действиях, будет доводить начатые дела до конца.

Психологи отмечают, что переход ребенка из одной возрастной ступени к другой связан с возникновением нового типа взаимоотношений детей со взрослыми, при котором учитываются возросшие возможности малыша, изменения его поведения, смена детской деятельности, перестройка всей структуры его сознания.

Чтобы психика детей двух-трех лет развивалась нормально, взрослые (родители и воспитатели) должны быть особенно внимательны к новым потребностям ребенка в сфере общения и детской деятельности. Правильный подход поможет смягчить проявления возрастного кризиса.

На этом этапе у детей развивается речь, поэтому их познавательные интересы сконцентрированы на словах и их значениях.

Несмотря на состояние здоровья вашего ребенка, нужно заниматься зарядкой по утрам. Начните с малого (по 1–3 минуты занятий, постепенно увеличивая время до десяти минут), главное — занимайтесь в одно и тоже время, в игровой форме. Кроме того, необходимо совершать прогулки каждый день не менее часа.

Неоспоримый плюс детских садов – общение со сверстниками. По возможности постарайтесь, чтобы ваша дочь чаще общалась и играла с детьми ее возраста – во дворе, в парке. Важно, чтобы ребенок научился навыкам общения. Существуют при детских садах группы временного пребывания с неполным днем для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), а также частные детские группы при ДОУ.